Творческий мир туркменской художницы Дурсун-Солмаз

С художницей Дурсун-Солмаз Мухаммедовой и её творчеством я знакома уже более тридцати лет. На протяжении этих лет встречи с ней или с её работами на выставках мне приносили удовольствие. Ни одна из значительных выставок, будь они в нашей стране или за рубежом, не обходятся без её произведений, которые достойно представляют современную туркменскую керамику. Как человек, Дурсун-Солмаз открыта сердцем, гостеприимна в быту, честна и искренна в общении. Как художник, она обладает зоркостью наблюдений, смелостью обобщений и огромным профессиональным мастерством. Одним из самых примечательных свойств в богатом арсенале творческих приёмов художницы является то, что она не пользуется гончарным кругом, а подобно скульптору, лепит вручную формы своих произведений. Погружая свои руки в раствор глины, который она сама же и делает, Дурсун-Солмаз создаёт новые формы, где показывает свое понимание задач искусства. И всякий раз она умеет более полно показать сам материал, его красоту и выразительность, не забывая при этом продемонстрировать свой почерк, свои возможности и высокий уровень исполнения. Работает она по-мужски смело и много, стараясь путём творческих поисков и фантазий найти свой эстетический идеал. На всех её фарфоровых и керамических работах — необычной формы восточных самоварах, кумганах и вазах, многочисленных девушках и скачущих на сказочных лошадях, — лежат отсветы горения внутренней жизни и личности самой художницы.

Отец Дурсун-Солмаз — Вепа Мухаммедов был известным в Туркменистане киноартистом и режиссёром киностудии Туркменфильм, а среди её многочисленных родственников есть и знаменитые ашхабадские художники. И Солмаз тоже Бог не обидел талантом – после окончания художественного училища им. Ш. Руставели в 1972 году, она сумела воплотить свою мечту в реальность, поступив в Московское высшее художественно-промышленное училище им. С. Г. Строганова в 1975 году. Училась она у художника-мастера миниатюрной живописи по фарфору Лукиновой Евгении. Каждую летнюю практику Солмаз проходила в Краснодаре на фарфоро-фаянсовом заводе или на подмосковной фабрике Вербилки. Исключительно сильное впечатление оставил у молодой художницы знаменитый ЛФЗ, бывший Императорский, ныне Ломоновский фарфоровый завод своими богатыми материалами и возможностями. Работая на заводе в традиционных техниках, она накопила опыт и навыки, которые помогают ей подчинить своему богатому воображению шамот, фарфор и терракоту.

Защитив в 1980 году на отлично свою дипломную работу — чайный фарфоровый сервиз «Курбан байрам», отличающийся своим оригинальным решением форм, изысканностью лёгких линий рисунков на туловах ваз, чайниках и пиал, талантливая художница вернулась в родной город. В самом начале творческого пути, участвуя в симпозиуме керамистов в доме творчества Дзинтари в Латвии в 1982 году, она сумела доказать свою профессиональную состоятельность, создав на Рижском заводе множество белоснежных фарфоровых композиций, среди которых особенно привлекательны работы «Нежность» и «Гелинлер». В 1983 и 1984 годах она стала лауреатом международного конкурса по художественной керамике в итальянском городе Фаэнца, где эти произведения получили первую премию. На выполненных в фарфоровом бисквите высоких цилиндрических формах скользят едва заметные штрихи-рельефы, которые рисуют лёгкий абрис лиц и головного убора туркменок. На многие годы эти композиции Дурсун-Солмаз стали «добычей» для многочисленных эпигонов и подражателей из малочисленного отряда её коллег туркменских керамистов.

Дурсун-Солмаз художница экспрессивного чувства, поражающая своей богатой фантазией, свежим и неожиданным подходом к фактуре и мастерством владения материалом. Она очень любит фарфор и он подчиняется ей, раскрывая свои богатые возможности материала бисквита — таковы серия «Птицы» (1992) или работа с глазурями — круглая ваза с росписью «Урожай» (1978). Эти программные произведения — лучшие в раннем творчестве Дурсун-Солмаз, они прекрасны своей неповторимой формой и полны светлой лиричной нежности.

Заметной ступенью профессионального роста Дурсун-Солмаз была работа в 1985 году по оформлению Ашхабадского цирка в группе дизайнеров, работавших под художественным руководством народного художника СССР Иззата Назаровича Клычева и скульптора Клычмурада Ярмамедова (кстати, её двоюродного брата). Здесь талантливая художница расписала цветными глазурями рельефы, сделанные ею, и блеснула своими мастерски вылепленными высокими декоративными вазами из шамота, которые украсили фойе и широкие лоджии цирка.

Все произведения Дурсун-Солмаз связаны с народным туркменским искусством, но она никогда не эксплуатирует раннее найденные народом формы, не повторяет их, бездумно копируя. В основе её работ сочетаются разные по высоте и объёму геометрические фигуры — цилиндры, шары, конусы, которые художница превращает в декоративные композиции. Эти работы являются плодом переосмысления художницей традиционного народного орнамента и средневековых архитектурных форм. Очень тактично применяет их художница, не перегружая форму, а наоборот, помогая выявлять её пластику. Художница неистощима на художественную выдумку, пример тому – замечательной красоты несколько серий композиций «Туркменские кони», над которыми она работает из года в год, наращивая свой художественный потенциал. Созданные в 2000-х годах скачущие кони с развевающимися на ветру гривами, привлекают своим романтическим содержанием и тонкой грацией. В них каждая линия и каждый изгиб, и поворот длинных шей лошадей тщательно продуманы и прочувствованы автором.

В 2016-2017 годах Дурсун-Солмаз из местного фарфора с ювелирным мастерством вылепила несколько групп ахалтекинских лошадей, которые отличаются декоративно-изобразительной интерпретацией живой природы. Это серии композиций под названием «Олимпиада». В них воплощаются художественное обобщение народного искусства и мысль автора о гармонии природы — у каждого коня свой характер, свой цвет, своя гарцующая поступь, свой особенный декор — это национальный орнамент, покрывающий их спины, одновременно служащим им попонами, которые символизируют живую туркменскую природу. На некоторых из коней орнаменты вырезаны, на других – расписаны. Также украшают коней сцены скачек джигитов или пейзажные мотивы Туркменистана, выполненные акриловыми красками. В сочетании с остроумно найденными формами красных, жёлтых, синих, зеленых тюльпанов с полураскрытыми упругими бутонами эти группы коней стали шедеврами в творчестве Дурсун-Солмаз. К сожалению, дважды представленные на конкурсных выставках, посвящённых проведению «Азиады -2017» в Ашхабаде, оригинальные по формам, по художественному замыслу и мастерскому воплощению, эти композиции не нашли поддержки у худкомиссии и несправедливо остались неотмеченными премиями.

Рассказ о художнице Дурсун-Солмаз будет неполным, если не коснуться другой грани её творчества – живописи, декоративной по характеру. Написанные акриловыми красками, яркие и броские по цвету композиции отличаются своей живой энергетикой, заражая пространство своей динамикой. Серия картин «Цветы» трогают красотой цветовых сочетаний и как будто вносят в интерьер аромат «Сирени» или «Лилии», а «Маки» и «Тюльпаны» говорят нам о весенних туркменских просторах. Неповторимы абстрактные композиции художницы на морские темы — вот «Море» с бутылочно-зелеными расплывами красок цвета каспийской волны с пеной, или картина «Янтарь», где изображения капель разных форм с охристо-коричневатой гаммой отдаленно напоминает цвет янтаря и образ балтийских дюн.

С годами искусство Мухаммедовой Дурсун-Солмаз обрело всю полноту зрелого и ясного мастерства, оно широко и щедро выражает целостный жизнеутверждающий мир художника-Мастера. Несомненно, что её творчество привнесло в туркменское декоративное искусство пути поисков современного звучания керамики и стало одной из лучших страниц в искусстве Туркменистана нашего времени.

О. Мухатова

искусствовед,

заслуженный деятель искусств Туркменистана

—————————————————————————————————

Фоторепортаж с выставки