Становление туркменской музыки
Об истории национальной музыки Туркменистана для сайта Turkmenistanlive.com рассказала Овениязова Э.Н., преподаватель специальной музыкальной школы имени Д. Овезова.
На заре формирования туркменской композиторской школы народное творчество неизменно оставалось живительным источником и фундаментом для профессионального музыкального искусства Туркменистана. В начале 30-х годов 20-го столетия на основе национальных инструментальных ансамблей повсеместно организуются оркестры народных инструментов. Один из таких оркестров был создан в 1933-м году на базе Художественного техникума под управлением педагогов С. Туманяна и Пурли Сарыева: в сжатые сроки был составлен репертуар из туркменских, азербайджанских, узбекских и таджикских песен и танцев, имевших большой успех у зрителя! Вместе с известными туркменскими музыкантами Мыллы Тачмурадовым и Пурли Сарыевым, С. Туманян внес значительный вклад в пропаганду туркменской народной музыки. С. Туманян также взял на себя руководство оркестром туркменских народных инструментов на радио, подбирая репертуар для обоих коллективов из собственных обработок народной музыки и переложений классических произведений. Появление в Ашхабаде в начале 30-х годов двух оркестров народных инструментов, их активная концертная деятельность, заметно оживили музыкальную жизнь города, в котором не было еще оперного театра, филармонии и профессиональных музыкальных коллективов.
Деятельность народных оркестров была надолго прекращена из-за трудностей, связанных с Великой отечественной войной и землетрясением 1948-го года. В 1959-м году в Туркменском государственном музыкальном училище имени Д. Овезова вновь организуется оркестр туркменских народных инструментов, которым в течение ряда лет руководит известный композитор А. Кулиев. Он многое сделал для улучшения звучания оркестра и обогащения его репертуара. В 60-70-е годы в Туркменистане наблюдается расцвет музыкального искусства, значительно увеличивается и улучшается подготовка квалифицированных кадров в музыкальных учебных заведениях республики. Пополнение музыкальных кругов дипломированными специалистами способствовало росту количества профессиональных исполнительских коллективов Туркменистана, в том числе оркестров народных инструментов. 90-е годы XX столетия в Туркменистане стали новым этапом развития отечественной культуры, ознаменовавшегося подъемом национального самосознания. Забота государства о сохранении самобытной национальной культуры обусловила новую волну интереса к народному творчеству. Значительное «пополнение» туркменского инструментария позволило расширить и обогатить звучание народных оркестров.