Туркменистан предъявляет белорусам претензии по поводу ненадлежащего исполнения ОАО «Белгорхимпром» контракта на строительство Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса
Строительство Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса предприятия имеет важное значение для Туркменистана, было призвано стать флагманом в развитии новой калийной отрасли в химической промышленности страны.
С самого начала реализации контракта на строительство данного комплекса, туркменская сторона предприняла все меры для его эффективного практического осуществления, создала организационные, правовые и финансовые основы, необходимые для надлежащего исполнения ОАО «Белгорхимпром» своих контрактных обязательств по строительству Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса, своевременно осуществляла рассмотрение предоставляемых документов и оплату принятых работ, несмотря на провал с белорусской стороны запланированной сдачи в эксплуатацию завода в январе 2015 (!) года, пошла на встречу и продлила срок завершения строительства до 31 марта 2017 года (на 2 года и 2 месяца). Но к сожалению, белорусской стороной данный продленный срок также провалило. В преддверии сдачи комплекса, видя практическую его неготовность, правительство Республики Беларусь письменно обратилось в Туркменистан с просьбой принять завод 31 марта 2017 года, а все недостроенное и недопоставленное они якобы осуществят в течении текущего года в рамках дополнительного соглашения, где белорусской стороной будут осуществлены и закончены так называемые «остаточные обязательства».
Белорусам в силу добродушия туркменского народа в очередной раз пошли навстречу. Оформление дополнительного соглашения с «остаточными обязательствами» стало очередным актом доброй воли и дружественным волеизъявлением с туркменской стороны, позволившим избежать срыва срока сдачи Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса по вине ОАО «Белгорхимпром», и создать возможность принятия его Рабочей и Государственной приёмочных комиссий в предусмотренный контрактом срок 31 марта 2017 года, но с учётом дальнейшего исправления подрядчиком недостатков и исполнения им «остаточных обязательств» после ввода объекта в эксплуатацию, в том числе обязательств по существенным подземным работам, которые являются основополагающими для начала добычи руды и производства калийной продукции в заявленных проектных объемах.
Это позволило белорусам избежать срыва срока сдачи комплекса по их вине, но обязывало их все же закончить свои остаточные обязательства. Неорганизованность ОАО «Белгорхимпром» и отсутствие слаженности работ между белорусскими подрядчиками и наступившая «эйфория» от мысли, что калийный комплекс пусть и не готовый к работе, ими «сдан!», привела к расхалаженности и безответственности и в итоге об «остаточных обязательствах» забыли и вспомнили о них только через полгода, но за продолжение работ по осуществлению их «вежливо» просили рассчитаться за ранее выполненные работы.
После подписания акта приемки ввода Гарлыкского комплекса в эксплуатацию белорусской стороны не было сделано и не поставлено практически ничего, все новые сроки опять полностью провалены. Начиная с апреля 2017 года ОАО «Белгорхимпром», несмотря на предложенный им самим график работ и поставок и гарантии по его неукоснительному (без срывов) исполнению, не сделал практически ничего, чтобы завершить в полном объёме ни горно-капитальные, ни строительные, электротехнические и другие существенные работы и поставки оборудования, без которых невозможна полноценная работа «построенного «под ключ»!» комплекса на заданный проектных мощностях и получения продукции в заданных проектных объемах.
Несмотря на заверения с белорусской стороны о скором завершении (в течении 3-4 месяцев) остаточных обязательств по контракту, комплекс до сих пор не соответствует условиям контракта, заявленная подрядчиком мощность производства продукции в первый год 350 тысяч тонн не достигнута даже на 5 % и туркменская сторона несёт значительные убытки.
Сложившееся положение дел значительно подрывает имевшееся у туркменской стороны доверие к подрядчику, как к честному и надежному партнеру с мировым опытом в калийном производстве, отвечающему за качество и мощности при эксплуатации построенного им комбината.
Незаконченность работ реально угрожает не только безопасности производства работ, но и возможности возникновения техногенной катастрофы, которая может повлечь жертвы среди населения и причинить серьёзный экологический ущерб.
Были проведены ряд переговоров с представителями Правительства Республики Беларусь на разных уровнях, были заслушаны встречные требования обеих сторон. В результате, туркменская сторона заявила об расторжении контракта по причине невыполнения ОАО «Белгорхимпром» взятых контрактных обязательств.
Сложившаяся негативная ситуация по завершению строительства Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса сложилась исключительно по вине белорусской стороны, Туркменистану был нанесен ущерб и в целях защиты своих интересов, предварительно уведомив об этом белорусскую сторону, туркменская сторона заявила о своей готовности привлечения независимого эксперта (экспертную компанию) для проведения финансового, технического аудита объекта, объемов и качества выполненных работ и о своем праве защищать свои интересы в арбитраже.
В итоге Государственный концерн «Туркменхимия» вышел с соответствующим иском в Арбитражный институт при Торговой палате города Стокгольм (Швеция), где предъявил арбитражу все факты неисполнения ОАО «Белгорхимпром» своих контрактных обязательств по строительству Гарлыкского калийного горно-рудного комплекса, обосновал их вину и потребовал возмещения ущерба.
Так как ОАО «Белгорхимпром» наряду с неисполнением контрактных обязательств, также не исполнил обязательства перед местными государственными органами, в том числе по налогам, пошлинам, штрафам и таможенным сборам, в целях минимизации ущерба нанесенного экономике Туркменистана, вопрос о технике ОАО «Белгорхимпром», оставленной ими на строительной площадке вынесен для решения в вышеуказанном арбитраже.