На ашхабадской сцене с успехом прошла премьера оперы «Паяцы»
Итак – свершилось: самая ожидаемая премьера ноября с успехом прошла в Ашхабаде в Национальном музыкально-драматическом театре имени Махтумкули. Поставленная общими усилиями туркменских артистов и музыкантов опера знаменитого итальянского режиссера и всемирно известного итальянского тенора, Руджеро Леонкавалло «Паяцы» стала самым лучшим подарком для меломанов. Желающих увидеть все своими глазами было столько много, что если стены музыкального театра как в сказке растянулись бы, и то, они не смогли бы вместить всех.
Работа над оперой была начата еще в апреле этого года четверкой наших известных и любимых публикой оперных солистов: Биби Амановой, Исмаилом Джумаевым, Нуры Нурыевым и Аманом Амановым. Разучивали характеры героев, партии, и всё — под фортепиано, ведь в их команде есть еще великолепный аккомпаниатор-концертмейстер Стелла Фарамазова, которая составит достойную конкуренцию самым именитым пианистам мира. Динамика и накал страстей в сюжете оперы вдохновляли, придавали энтузиазма, и с каждой репетицией состав вокальной группы все больше погружался в атмосферу, вживался в образы. В партнёрстве с ними работали над своими задачами и артисты Центра Мукам, исполняющие роль хора. В ноябре к ним присоединяются итальянцы: режиссер-постановщик Даниэле де Плано и тенор Франческо Аниле, а также Туркменский национальный симфонический оркестр под управлением Расула Клычева.
В день премьеры, 19 ноября, не смотря на то, что из итальянцев на сцене был один Франческо, страсти кипели воистину итальянские: Недда флиртовала с Сильвио, Тонио плел интриги, Канио дико ревновал. А в это время в аппаратной сидел Даниэле де Плано, очень волновался и поддерживал актеров как мог.
«Даниэле – удивительный человек, талантливый и очень деликатный, — делиться своим впечатлением от сотрудничества с итальянцем Стелла Фарамазова, — какая бы сложная ситуация ни была, он никогда ни на кого не повысил голос, не давал волю эмоциям, относился одинаково просто и доброжелательно к артистам, музыкантам, техническому персоналу. При этом, от себя и других он требует трудовой дисциплины, у него все расписано поминутно – настоящий профессионал. Я очень рада, что мне повезло поработать вместе с ним!»
Безусловно, постановку украсил тенор Франческо Аниле, ария Канио «Смейся, Паяц!» в его исполнении вызывает бурю эмоций. Но хочется отметить, что и туркменские певцы были на высоте. Кроме того, что вокалисты пели легко и непринужденно, они были артистичны, пластичны, эмоциональны: ни на минуту не дали усомниться зрителю в искренности своих сценических образов.
Сценография задумана так, что все предметы на сцене постоянно находятся в движении: чемоданы, костюмы, платья и прочий скарб бродячих актеров. Вокалистам приходилось не просто петь, но и совершать определенные действия – быстро передвигаться по сцене, переодеваться в Коломбину и Арлекина, драться (Канио в порыве гнева несколько раз пытается ударить Недду, бросает её на пол). Но ни в одном подобном эпизоде ни у кого не дрогнул голос, не участилось дыхание.
Все арии были исполнены в совершенстве, за что огромная благодарность всем участникам представления, а также техническому персоналу: осветителям, звукооператорам, декораторам, всем тем, кто помогал ярче воссоздать картину итальянской провинции.
Отдельно хочется упомянуть артистов, занятых в хоре, которому в опере отведено особое место. Хор олицетворяет собой сельчан, которые и не догадываются о том, что в их простой и незатейливой жизни скоро произойдет ужасная трагедия, порожденная жестокой интригой. Хор сопровождает трагедию, разворачивающуюся на их глазах, становиться свидетелем убийства. Артисты хора Центра Мукам великолепно справились со своей задачей. К тому же, одетая в разноцветные одежды шумная толпа сельчан придала спектаклю неповторимый колорит средиземноморской провинции.
Спектакль закончился, но чувства и эмоции, которые он вызвал у зрителей останутся с нами. Спасибо за подарок, друзья!