Открылась юбилейная выставка заслуженного деятеля искусств Туркменистана, художника К. Н. Велиахмедова
Глубокое восхищение поэзией вечно обновляющейся природы, сверкающей блеском красок, пронизанной воздухом и светом, это главное творческое кредо — заслуженного деятеля искусств Туркменистана, жизнерадостного и полного творческого позитива художника Камиля Нурыевича Велиахмедова.
Для К.Велиахмедова искусство – это значит всегда работать в полную силу. Работать на пленэре в январский холод, в июльскую жару, подчиняя все силы души одной только работе, которая является духовной потребностью для живописца. А неустанно работать и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь художник, волею судьбы привык уже с юности, так как рано остался без родителей попав в интернат для детей сирот. Именно там он познакомился с Анатолием Ивановичем Рябовым преподавателем по рисунку, вдохновивший его на дальнейшее обучение в детской художественной школе города Туркменабада.
Затем в 1973 году Камиль Велиахмедов поступает в Туркменское Государственное художественное училище, где первыми его учителями и наставниками были Гуля Меляева и народный художник Туркменистана Аннадурды Алмаммедов. На пленэр ему посчастливилось выезжать с маэстро туркменской живописи Дурды Байрамовым, который на примере написанных им на одном дыхании великолепных этюдов, учил молодых художников чувствовать природу и передавать натуру во всей её правдивости и присущей ей красоте.
И с тех пор, уже на протяжении тридцати лет Камиля Велиахмедова — яркого представителя туркменской пейзажной живописи, привлекает вечно изменчивый мир природы, как и художников импрессионистов Моне, Сезанна, Писсарро, Ренуара и Станислава Бабикова ставшие настоящими кумирами для его вдохновенного творчества. В своих работах художник, в первую очередь стремиться передать связи человека и окружающей среды, обращается к тому, что хорошо знает, любит и чем живет.
Темы полотен Велиахмедова, это изумительные вариации пейзажных композиций, сельских мотивов, здесь его волнует живописная передача света и тени, отсветов на листве и журчащей воде, он стремиться поэтично передать особую свежесть и остроту восприятия окружающей среды. Именно эти моменты раскрывают черты индивидуального видения мира художника. Так же его кисти подвластны такие жанры, как портрет, натюрморт, изображение ахалтекинских скакунов, тематические и абстрактные композиции на тему культурного наследия, к примеру «Село» (1995), «Кошка» (2002), «В пути» (2006), «Натюрморт» (2007), «Небесные кони» (2009), «Композиция» (2010), «Невеста» (2010), «Село Гараул» (2012), «Цветы» (2012), «Легенда» (2012), портрет Аннадурды Мурадалиева (2017) и т.д.
Но самым доминирующим жанром в творчестве Камиля Велиахмедова, остается пейзаж и конечно же пейзажный этюд, который в последствии серьёзного изучения натуры в уютной мастерской художника, перерастает в пейзажную картину. Вглядываясь в них перед зрителем предстает неповторимая природа Туркмении, запечатленная в многочисленных походах на пленэр по излюбленным местам живописца — это долины Сумбара, Геркеза, ущелья Айдере, горы Копетдага и великолепные ландшафты Койтендага. Он пишет, как лирические так и романтические пейзажи. Во всех этих работах основным элементом выразительности и организующим началом является цвет, ритм, пространственно-композиционное построение посредством чего художник создаёт объём, форму, и некую скульптурную рельефность картины. Примером может служить полотно «Село Гараул» (2013г.) с изображением старого нохурского села с его узкими извилистыми улочками, громоздящимися друг на друга домиками выложенными из камня, со старинными деревянными колоннами, написанные в легкой серо-голубой осенней дымке. По собственному признанию, художник в данной картине преследовал цель доставить человеческому глазу наслаждение гармонией красок, линейных сочетаний, так как этот пейзаж, как и многие другие написаны с натуры, которая даёт возможность почувствовать вибрации цвета в воздухе, преломление дневного света, тончайшие тональные переходы, а так же мимолётные изменения природы.
За последние несколько лет в творческом наследие Велиахмедова появились живописные портреты его друзей и близких. Это портрет Ахада Нувваева за игрой на саксофоне, портрет Мухаммед ага с его пристальным и пытливым взглядом, портрет художника Джумадурды Амандурдыева погруженного в собственные тайны, а так же портрет друга и художника Валерия, запечатленные в свойственной ему импрессионистической манере письма. Работая над каждым портретом, общаясь с ними автору было интересно постичь внутренний мир и психологию героев, ибо каждый человек открывался ему как новый и неизведанный мир.
В прекрасных пейзажах представленных на нынешней выставке, таких как «Весенние цветы» (1990), «Бокурдак» (2012), «Каспий» (2012), «Айдере» (2012), «Копетдаг» (2012), «После дождя» (2014), «Движение осени» (2015), «Сумбар» (2015), «Осень» (2017), «Гуртлы» (2017), «Весна» (2017) в них запечатлены величественные горы у подножия, которых чинно шествуют караваны верблюдов, горделиво разгуливают статные ахалтекинцы, а так же бескрайние поля, холмы с цветущими цветами, стремительное движение рек или же многочисленные интерпретации с изображением гранатовых деревьев. Все эти холсты своеобразное полнозвучие красок, целая гамма чувств и настроений.
Сегодняшний вернисаж, посвященный 60-летию Камиля Велиахмедова, подводит итог его художественных исканий на данном творческом этапе. Яркое, лучезарное творчество мастера, вобравшее в себя всю силу красок туркменской земли — это в первую очередь любовь и уважение к «прекрасному и вечному» многообразию натуры, в который раз вдохновляющая художника на создание поистине живописной поэзии природы.
А. Кадырова, искусствовед