Туркменистан всегда выполняет принятые обязательства по экспорту газа.
Туркменистан всегда выполнял и выполняет принятые обязательства по экспорту газа. Однако этот факт пытаются подвергнуть сомнениям в статье Михаила Серова, опубликованной в «Ведомостях». Со ссылкой на заместителя директора Фонда Национальной энергобезопасности Алексея Гривача в публикации отмечается неверная информация о нарушении обязательства по экспорту газа в Россию.
Да. В апреле 2009 года на газопроводе САЦ-4 из-за резкого снижения приема газа со стороны ОАО «Газпром» произошел взрыв на туркменском участке газопровода и тогда экспорт туркменского газа в Россию был временно приостановлен. В январе 2010 года поставки природного газа были возобновлены, но по сниженным из-за позиции Российских партнеров объемам с 40-45 до 11 миллиардов кубометров в год. В 2015 году российская сторона в очередной раз необоснованно заявила о снижении закупаемых объемов туркменского газа с 11 до 4 миллиардов кубометров газа в год.
Обвиняя туркменских газовиков в нарушении договоренностей по поставкам газа, автор статьи показывает свою неосведомленность в данном вопросе, в то время как истинная причина сокращения закупок туркменского газа кроется в стремлении сэкономить «Газпромом» собственные средства.
Скорее всего это связано с желанием снизить закупки туркменского газа у «Газпрома» появилось в период, когда у самого российского монополиста стали снижаться объемы экспорта газа.
В начале февраля 2015 года зампред правления «Газпрома» Александр Медведев на встрече с инвесторами объяснил решение снизить объемы закупки газа в Туркменистане и Узбекистане желанием удовлетворить внутренний и экспортный спрос за счет собственных ресурсов, не покупая энергоносители в Средней Азии. Аналитики подсчитали, что сократив закупки газа в Средней Азии в 2015 году, «Газпром» может получить дополнительный доход в 1,5-1,7 миллиарда долларов США.
А это еще раз доказывает, что здесь никаких конкретных действий по невыполнению контрактных обязательств туркменских газовиков нет, а имеет место личный бизнес со стороны «Газпрома».